Представьте себе: где-то по бескрайним просторам Африки путешествуют двое белых учёных: например, геолог и географ. В сопровождении одного (относительно местного) негра, который их понимает с трудом, а они его не понимают вовсе; впрочем, им и не надо, поскольку этот негр не проводник, а разнорабочий.
Однажды они видят душераздирающую, в принципе, сцену: двое негров привязали третьего к баобабу с очевидным (даже для географа) намерением его распотрошить, и, видимо, сожрать. Привязанный упирается, противоречит воле большинства.
Как геолог и географ могут истолковать происходящее?
Может, два разбойника поймали порядочного местного жителя и противозаконно пущают на харч?
Или два солдата поймали разбойника и доблестно исполняют давно одобренный приговор?
Или два жреца невозбранно совершают одобряемый местными властями традиционный ритуал, включающий в себя жертвоприношение?
И, главное - что будут делать почтенные географ и геолог со своим толкованием?
"Когда мы завершили нашу миссию и вернулись в деревню Бганга-мганга, мы имели долгую беседу с племянником короля Чондра-Нкдункти - Мбебе, который умеет немного говорить по-французски. Племянник короля щедро угощал нас джином - из тех припасов, которые Чондра отобрал у нас в первый же день пребывания на его земле. То ли под влиянием алкоголя, то ли желая досадить Чондра-Нкдункти и его настырному племяннику, мой почтенный коллега рассказал об инциденте, увиденном нами на пути к верховьям реки. Мбебе не поддержал тему разговора, так что история о съеденном негре осталась для нас тайной - одной из многочисленных загадок Чёрного Континента."
При этом у обоих участников экспедиции могут остаться свои любимые версии. Скажем, геолог, любитель мистики и тайный масон, будет считать, что два жреца казнили неверного. А географ, сын бухгалтера и занудный лютеранин, при каждом удобном случае станет утверждать, что два отчаявшихся кредитора съели несостоятельного должника. Это никак не повлияет на отчёты, составленные для Лондонского королевского общества и Королевского географического общества. Мы же понимаем: наука должна быть свободна от личных домыслов и предпочтений. "Два негра собирались съесть третьего", а остальное - не наша компетенция.
Вот и всё, что я могу сказать об инциденте в Норвегии, где какой-то коренной норвежец расстрелял молодёжных клакеров премьер-министра.