"У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" Нагорная проповедь Иисуса Христа, Матф 6.3. |
Сразу скажу: писать на тему благотворительности мне непривычно; но, надеюсь, постоянные читатели моего журнала, дочитав до конца этот текст, поймут, почему он относится к субботней, а не к воскресной рубрике.
Существование благотворительных организаций в современном обществе даёт возможность для реализации трёх честных видов деятельности (и множества нечестных, но у нас речь не о мошенниках). Это:
- собственно благотворительность (понимаемая как непубличная безвозмездная передача частных средств в распоряжение благотворительной организации для обслуживания нуждающихся);
- волонтёрство (понимаемое как добровольное обслуживание нужд благотворительной организации, фактически - передача в распоряжение благотворительной организации своего труда вместо денег);
- труд за вознаграждение (каждый из нас, при наличии вакансии и квалификации, может устроиться работать в какой-нибудь благотворительный фонд - секретарём, охранником, водителем, финансистом и т.п.)
Первый вид деятельности - и отчасти второй - являются специфическими для обсуждаемого поля. Рассмотрим же их несколько более подробно.
Исторически так закрепилось (см. эпиграф), что лишь анонимная благотворительность считается подлинной (и особенно ценится благотворительность людей небогатых, но "лепту вдовицы" тоже надо обсуждать отдельно). К сожалению, волонтёрство совсем уж анонимным не бывает. Когда я совершаю передачу средств на благотворительность, об этом не знают даже самые близкие мне люди, и это нормально. Когда я "волонтёрю", это видят широкие круги знакомых, и тут не скроешься. Более того, волонтёрство вовсе невозможно для некоторых категорий граждан. Например, политик или звезда экрана, записавшись в добровольные помощники какого-нибудь медицинского благотворительного фонда, так или иначе получают позитивный пиар - а для них это уже вознаграждение, ибо звёзды шоу-бизнеса и политики зависят от пиара больше, чем грибы от дождя.
Таким образом, все публичные персоны, для которых известность является элементом бизнеса (политики, артисты поющие и играющие, прочие художники) называясь волонтёрами, несколько лукавят.
Не подумайте, что я в принципе осуждаю трудоустройство в сфере благотворительности. Художник, политик или даже монетизированный блогер, заявляющий "я работаю с таким-то фондом", кристально честен. Человек публично трудится, зарабатывая столь нужную ему популярность в обществе. А кто считает, что это слишком лёгкий путь, пусть пойдёт и повторит его: сперва станет артистом, а потом топ-менеджером благотворительного фонда. Что, не хотите? Как хотите.
Но вот когда о таком трудоустройстве начинают говорить как о каком-то подвиге, заслуживающем особого почтения - это не совсем верно. Да, благо. Да, честная и полезная для общества деятельность. Но, полагаю, тунеядцев, мошенников и лентяев среди моих читателей нет - стало быть, все мы занимаемся честной и полезной для общества деятельностью.
И в этом смысле малоизвестная артистка Чулпан Наил кызы Хаматова, работающая топ-менеджером благотворительного фонда «Подари жизнь», не представляет из себя ничего особенного.
Не перехваливайте :-)