Представьте себе, что произошла тектоническая катастрофа, и японские острова утонули. Все, чуть более чем полностью. Но тонули медленно, и население успело сбежать (не всё, разумеется, но большая часть).
Через несколько веков острова всплыли и потомки того населения решили вернуться на историческую родину. Не все, разумеется, но большая часть. Остальные боятся: вдруг завтра снова всё утонет?
И теперь возвращенцы бродят по древней земле Ямато, смотрят в распечатки древних карт, чешут в затылках и вежливо ругаются (со всевозможными акцентами): "уважаемый Лин Чжоу Танака, дорога Токайдо была чуть южнее, я вам точно говорю!" "Может быть и так, уважаемый Ким Ян Такэда, но тогда получается, что нужного нам храма вообще нигде нет, а вот эти развалины лишние?" "От императорского дворца надо считать, я вам говорю! Наш император уже через неделю приедет из своей Индии, и таки что мы ему скажем?!"
И катаны их, сделанные лучшими мастерами Формозы, тихонько побрякивают в плохо подогнанных ножнах.
При этом раскладе я бы согласился, что японцы похожи на нынешних евреев. А так - нет, не похожи :-)
Если мой склероз не шутит со мной злые шутки, то эта тема уже всплывала (тонула?) у Кобо Абэ в "Четвертом Ледниковом" и у Сакё Комацу в "Гибели Дракона" (в другом переводе - "Япония тонет")
В любом случае, Розов в "Драйве Астарты" прошелся по теме (причем со ссылками на Комацу!) таким холодным утюгом , что и добавить-то как-то нечего.
Вылезая из офф-топика к топику, сиречь к разнице между.
Предположу, что сходство - в степени значимости моральных обязательств перед семьей, родом и т.п.
Различие в том, что обязательства японцев перед народом, страной, государством, императором были направлены на более-менее реальные сущности.
Сходные же обязательства евреев много веков были направлены на сущность виртуальную - в течение веков рассеяния сущность "Израиль" не был ни государством, ни организацией (плотность каналов связи была заведомо недостаточна даже для согласования единой целепостановки) , ни диаспорой (т.е.сообществом потомков населения древнего Израиля), ни объединением единоверцев, но носила отдельные черты всего упомянутого.
При этом виртуальная сущность воспринималась как реальная, и долг по отношению к ней продолжал быть неотъемлемой частью воспитания.
Государство Израиль, на мой взгляд, есть попытка материализовать эту виртуальность.
Не то чтобы совсем неудачная попытка, но ...
Поскольку вариантов этой виртуальной сущности ровно столько же, сколько носителей, стоит ли удивляться, что конституция государства Израиль все еще в разработке?
Итог: если императора исчезнуть, Японию рассеять, и при этом существенно затруднить (религиозными, политическими, какими-то иными мерами) ассимиляцию, то через некоторое количество веков получится аналог таки да.
В приведенном тобой примере император никак не может приехать через неделю: физическое сохранение императорского дома в ходе рассеяния не дало бы концепции Великого Нихона и Народа Избранников Аматэрасу стать полностью виртуальной.
Они (мы?) слишком долго жили с мессией, существовавшем только как мыслеобраз.
Так и у японцев - неважно будет ли у них император в момент "приборки после всплытия", а важно, что будет у них в годы рассеяния:
- верность императору который, пусть и в изгнании, но реально есть и время от времени отдает распоряжения, или же
- верность императору, "который был и который непременно вернется повести свой народ"