Никаких "черных списков" кредитных организаций у Центрального банка РФ нет. Такое заявление сделала глава Банка России Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос о том, что в интернете якобы начали появляться подобные списки учреждений, у которых может быть отозвана лицензия.РБК
Чем больше заинтересованные в нераскачивании яхты лица пытаются нас убедить, тем хуже выходит. Прежде всего в глаза бросается удивительный оборот: "в интернете якобы начали появляться подобные списки" - почему же "якобы", скажите на милость? Списки такие появляются совершенно реально, это факт объективный. Насколько верны чёрные списки банков, у которых будут отозваны лицензии, я уже недавно писал.
И вообще, любые назойливые объяснения со временем становятся менее убедительны, чем даже отсутствие объяснений. Скажем, всех советских детей все советские годы заставляли изучать доказательства ужасной мерзости кровавого царского режима, и это многих заставило задуматься - да что это за люди такие, которых палачи не просто убили без суда, но ещё и семьдесят лет всем объясняют, что "всё правильно сделали"? Должно быть, интересные были люди, и история не так уж проста? Или, вот, к примеру, объяснения странностей холокоста...
Ну да ладно, вернёмся к нашим банкирам.
Напоминаю канву событий: 20 ноября была внезапно отозвана лицензия Центрального Банка Российской Федерации номер 2176 - так погиб Мастер-Банк, пребывавший в рейтингах банков где-то на грани первой сотни. Событие вызвало преизрядный шум, поскольку через Мастер-Банк работали банковские карты множества мелких банков, и в этот нехороший день они работать перестали - в том числе и у тех пользователей, кто никогда не слышал про Мастер-Банк, и никаких дел с ним не имел. Кроме того, в прессе и в наших интернетах появились разнообразные упрёки в адрес ЦБ РФ, лично руководителя ЦБ Набиуллиной, в адрес партии и правительства, президента, а также почему-то в адрес Агентства по страхованию вкладов (хотя на этот момент АСВ вообще ещё ничего не сделало - не успело), причём меньше всего критики досталось владельцу Мастер-Банка. Понятно же, что "Булочник совсем невиновный" и вообще этнический невиновник, как и Ходорковский. Кроме критики, поднялась ещё некоторая паника: мол, кто же следующий за Мастер-Банком?
Начальники страны и отрасли критику мужественно проглотили, а вот панику терпеть не стали. 27 ноября Набиуллина провела совещание с руководителями крупных банков, где заверила, что чёрных списков банков не существует. Пикантность ситуации в том, что совещание было созвано относительно внезапно, а публичные сообщения о нём были оформлены в стиле "утечки информации" - то есть, суть дела была распубликована лишь постфактум, невнятно и неофициально. Эта невнятная утечка была более-менее "то, что надо" - но начальники наши не знают меры ни в чём. Уже 1 декабря добрые люди (не Набиуллина лично, нет) взломали журналы примерно тридцати топовых блогеров, включая тех, кому совершенно не нужна посторонняя скандальная реклама, и разместили в этих журналах удивительно важный для общества текст... ну да, о том, что банковский рынок слегка ужался, но никакой паники нет и быть не должно.
Но и этого показалось мало. 8 декабря Набиуллина снова (см. цитату и ссылку в начале записи) доказывает несуществование чёрных списков... Похоже, она теперь будет это делать примерно раз в две недели.
"В лесу цветёт подснежник, а не метель метёт, и тот из вас мятежник, кто скажет - не цветёт" - помните такую песенку из детского фильма? Если не помните, то очень зря.
Доказательств несуществования объекта бывает, в принципе, три. Первое доказательство: "ну разве его кто-нибудь когда-нибудь видел?" - не работает, поскольку в ответ сразу же доносится нестройный хор свидетелей: "видели, видели! и списки видели, и ангелов, и пришельцев тоже!". Второе доказательство: "даю вам честное благородное слово" (оно же "мамой клянусь, вах!") - пригодно для людей доверчивых, которых в нашем мире большинство. Третье доказательство: "кто скажет обратное, будет осуждён по статье о заведомо ложных измышлениях, порочащих наш самый лучший государственный строй" - годится для людей пугливых, которые тоже составляют, к сожалению, большинство.
Скажете мне, что в УК РФ нет такой статьи? Ну так это временное явление. Была ведь, а если надо будет - то и снова появится.
Так что, друзья мои, знайте: пока Набиуллина что-то доказывает вторым способом, через "честное благородное слово", можете не очень беспокоиться. Ну вымрут ещё какие-то десятки или даже сотни банков; ваши они, что ли? Нет? Ну и не волнуйтесь тогда.
А вот когда Набиуллиной (и прочим начальникам) надоест второй способ - т.е., когда они поймут настоящую рыночную цену их благородного слова - они перейдут к последнему способу. И каждый, кто усомнится в их слове, официально пойдёт по статье. Статью добавить - дело нехитрое.
И в этот момент начнётся уже совсем, совсем другая история. Но о ней - в другой раз.
Journal information