Украина - один из крупнейших клиентов Газпрома. А клиент всегда прав.- Павел Шеремета, министр экономического развития Украины.
Конечно, сам оборот насчёт "экономического развития Украины" вызывает нынче лишь скорбный смех, ну да ладно. Тут тема важная, и она не про Газпром с газом и не про Украину без газа.
Автор цитаты, британец американского происхождения, основатель Лондонского универмага Селфридж. Придумал праздничные распродажи. Типичный self-made man. Угадайте, что он сказал бы про Павла Шеремету?
Есть ровно одна ситуация, когда следует применять формулу "клиент всегда прав". Это разбор (или прогнозирование) инцидента в массовом обслуживании клиентов. Почти каждый клиент - более-менее добропорядочный, относительно вменяемый, предсказуемый и коммуникабельный индивид. И если такой клиент ставит обслуживающую его систему в неудобное положение - как правило, это не клиента проблема, а проблема системы. Поэтому мы, в обслуживающей системе, должны быть готовы к распознаванию и обработке любых запросов добропорядочных клиентов. Даже таких запросов, которые мы никогда не сможем удовлетворить ("вышлите мне инструкцию на древнеегипетском!" - "извините, на современном арабском есть, других переводов не запланировано"), а также запросов, которые выходят за рамки добропорядочного поведения ("проход из зала обслуживания в зону служебных помещений должен быть заблокирован").
Во всех остальных случаях формула "клиент всегда прав" не значит ничего. Если её произносит сам клиент - он или не понимает, что он говорит, или он мудак.
В случае с экономическим министром Павлом Шереметой надо предполагать последнее, ибо по должности он в таких вещах разбираться обязан.
Journal information